RusNext.ru

Вы здесь

Кто развратил «Аэрофлот»?

Кто развратил «Аэрофлот»? | Продолжение проекта «Русская Весна»

Авиатехника Минобороны — отдельная большая тема, а вот маленьких пассажирских авиакомпаний, не способных обеспечить достаточный уровень обслуживания техники и подготовки пилотов, в России остаться не должно.

Монополизм развращает — это знают все. Советская сфера услуг была хамской и неклиенториентированной не потому, что в торговлю, общепит, такси и так далее шли сплошь ненавидящие людей хамы. Просто когда ты знаешь, что к тебе и так придут, — зачем растягивать лицевые мышцы в улыбку и напрягать речевой аппарат словами «пожалуйста» и «будьте добры»? Вполне достаточно фраз «че надо?» и «вас много — я одна!».

Данный феномен никак нельзя назвать чисто советским или российским. В туристических местах Западной Европы хамят не меньше — потому что знают: никуда вы от Эйфелевой башни или от площади Сан Марко не денетесь.

Нет ничего удивительного в том, что пассажиры авиакомпании «Победа» регулярно сталкиваются с хамством, — прямых конкурентов у этого псевдолоукостера нет, особенно на международных направлениях.

И если в Европе конкуренция между Wizzair и Ryanair вынуждает их увеличивать нормы провоза багажа (от этого выигрывают путешествующие в Будапешт российские пассажиры, хоть Ryanair к нам не летает), то «Победа», наоборот, издевательски вводит собственный наностандарт сумок для ручной клади, куда ноутбук-то с трудом запихнешь, не говоря уж о чем-то еще.

Впрочем, отечественные швеи начали производить сумки по «победным» стандартам, а поддержка малого бизнеса — это задача государственной важности. Хотя что-то подсказывает, что заработают опять в первую очередь китайцы.

Хамство бортпроводников и неклиенториентированность «Победы» — это уже абсолютно будничное явление.

Сообщение о том, что очередная стюардесса этой компании в очередной раз нахамила очередной семейной паре, которая пыталась поставить люльку с грудным ребенком на пустующее кресло, и всю семью «опасных нарушителей» по прилете сдали в полицию, — новость из разряда «солнце встало на востоке и село на западе» или «в Москве не убрали снег». Что, разве бывает по-другому?

«Аэрофлот», которому принадлежит «Победа», до недавнего времени считался одной из самых клиентоориентированных компаний, причем не только в сфере авиаперевозок и не только в масштабах России, получая разнообразные звезды за уровень сервиса.

В чем-то это сохранилось — у меня недавно была возможность сравнить «Аэрофлот» и его партнера Air France. Говядина с сыром, листьями салата, маслиной и корнишоном; фритатта с картофелем, сыром и томатным соусом с базиликом; кускус с икрой из баклажанов, куриной грудкой и вялеными помидорами — угадайте, кто так кормит на борту в эконом-классе?

Правильно, «Аэрофлот»! Air France на своей части пути из Касабланки в Москву попотчевал лишь бутербродом. Плюс стюардессы «Аэрофлота» улыбаются так, что Гуинплену с Джокером остается лишь обняться и поплакать в сторонке.

А вот на земле все оказалось куда грустнее — при пересадке в Париже мой чемодан перегрузить не успели, в Москву он прилетел на следующий день.

Неделю (!) я не мог дозвониться до «Аэрофлота», чтобы узнать, растаможен ли багаж и можно ли приехать его забирать (не рассчитывать на положенную по закону доставку авиакомпании мне посоветовали сразу).

Жаловаться в «Фейсбуке» было бесполезно — СММ-менеджеры предлагали звонить по тому же не отвечающему номеру телефона.

И только после подключения знакомых, имеющих, так скажем, некоторое влияние на менеджмент авиакомпании, чемодан, наконец, приехал из Шереметьева. Харисса и аргановое масло не пострадали, сыр и фрукты пришлось выбросить.

Неудивительно, что, планируя следующий перелет, я решил воздержаться от национального перевозчика: все-таки вполне можно обойтись без фритатты с кускусом и корнишоном. Время — дороже.

Как выяснилось, решение было правильным — коллега, выбравшая на тот же маршрут «Аэрофлот», столкнулась с задержкой рейса, довольно долго просидела в готовом к взлету самолете, плюс над ее креслом что-то капало.

В последнее время в «Фейсбуке» регулярно появляются обвинения в адрес «Аэрофлота»: то они раньше времени закрывают выходы на посадку и хамят, то рассаживают зарегистрировавшихся на рейс пассажиров (и тоже хамят).

Еще несколько лет назад возникло бы подозрение, что речь идет о заказной «черной» PR-кампании, но кому и зачем ее заказывать?

Трансаэро давно бесславно сошла с маршрута, сравнимых по объемам перевозок отечественных конкурентов у «Аэрофлота» не осталось, а от иностранных конкурентов национального перевозчика нежно хранит национальное законодательство.

Более того. Версию о «заказном» характере опровергают действия самого «Аэрофлота».

Во-первых, это история с внезапным объявлением войны нестандартному багажу, выполненная в полном соответствии со старым анекдотом про еврея, который пожаловался раввину на то, что живет с большой семьей в маленькой комнате.
Ребе посоветовал завести козу, а когда человек взвыл от меканья, беканья и вони — велел продать козу и наслаждаться тишиной и покоем.

Так же и «Аэрофлот» в рамках «заботы» о пассажирах, которым не хватает места в рундуках над сиденьями, сперва строго ограничил размеры багажа (не до «победных» рамок, но весьма существенно), а когда жалобы потекли рекой — добавил пять сантиметров к разрешенной длине чемодана. Благодетель!

Во-вторых, это попытка переложить исключительно на диспетчеров вину на регулярные задержки рейсов из Шереметьева.

Тут уже вспоминается плохой танцор, которому известно что мешает. Десятки авиакомпаний летают в «Шарик», но почему-то только у «Аэрофлота», для которого этот аэропорт является «домашним», возникают проблемы с диспетчерами. Заговор, не иначе!

И в-третьих, это опубликованное на фоне всех скандалов о хамстве сотрудников «Аэрофлота» официальное заявление о готовности лишать пассажиров премиального статуса за ответную грубость.

«Правила программы „Аэрофлот Бонус“ предусматривают не только аннулирование счета участника за оскорбительное поведение по отношению к работникам авиакомпании, но и запрет на повторную регистрацию в программе», — говорится в заявлении.

«Аэрофлот», как известно, называет свои самолеты в честь известных людей, наверное, пора добавить к ним литературных персонажей и назвать флагманский лайнер авиакомпании «Михаил Паниковский».

На входе в бизнес-класс стюардессы будут тщательно замерять длину чемодана и строго спрашивать пассажиров с «золотыми» картами лояльности: «Ты кто такой? Нет, скажи, ты кто такой?!»

HR-специалисты, возможно, назовут целый комплекс причин, почему качество работы национального перевозчика так заметно снизилось.

Мне же, как обычному авиапассажиру, кажется: все дело в «Победе» и ее изначально агрессивной по отношению к пассажирам бизнес-стратегии.

«Аэрофлот» и «Победа», напомним, по сути, два крыла одной компании, в которую также входят авиаперевозчик «Россия» и дальневосточная «Аврора».

Не может один и тот же человек сперва рычать на «дешевых» пассажиров «Победы», пытающихся пронести на борт пакет из дьюти-фри, и тут же, через несколько минут, искренне улыбаться «дорогому» пассажиру бизнес-класса «Аэрофлота». Эдак и до шизофрении недалеко, как подтвердит знатный эксперт, электросварщик-дипломат Павел Климкин.

Эскадра движется со скоростью самого медленного корабля. Интеллектуальный уровень толпы определяется по наименее образованной части. Уровень вежливости и клиентоориентированности группы компаний определяется по самому хамскому участнику группы.

«Победа» победила и сожрала «Аэрофлот».

Исправлять ситуацию следует с нее же (если, конечно, кто-то в принципе захочет что-то исправлять — ведь пассажиры и так полетят, альтернативы есть на весьма небольшом числе направлений).

И в завершение немного о серьезном, а точнее, о трагическом.

Самолеты в большинстве стран мира в последние десятилетия падают очень редко. Россия, к сожалению, относится к меньшинству.

Катастрофы, как правило, происходят либо с маленькими авиакомпаниями, неспособными обеспечить достаточный уровень обслуживания техники и (или) подготовки пилотов, либо с самолетами Минобороны.

Авиатехника Минобороны — отдельная большая (и больная) тема, а вот маленьких пассажирских авиакомпаний в России, наверное, не должно остаться вовсе.

России нужен альтернативный крупный перевозчик, а не нынешняя ситуация, когда есть монструозный Змей Горыныч в лице «Аэрофлота» — «России» — «Победы» и все остальные.

У Трансаэро не получилось, но это не значит, что две (или три) крупные компании не смогут существовать на растущем и динамично развивающемся отечественном авиарынке.

Потому что монополизм развращает — это знают все.