RusNext.ru

Вы здесь

Куда исчез чудский народ?

Куда исчез чудский народ? | Продолжение проекта «Русская Весна»

Во время прямой линии на прошлой неделе президент России увидел на экране вопрос «Куда делись чуди?» и решил на него ответить. «Ассимилировались, в основном», — сказал Владимир Владимирович. Кто такие чуди? Почему они хоронили себя живьем? Поговорили с исследователем и даже нашли одного из дальних потомков этой народности.

Чуди — это коренное население севера, о котором мало что известно. В 1920-м они упоминались в переписи населения, но после таинственно исчезли. Вместе с другими народами их объединили в группу «вепсы». Но в начале нулевых чуди появились снова. Исследователь Сергей Григорьев добился включения народности чудь в перепись населения. На 2010 год их осталось всего 27 человек.

С чего всё началось

Сергей Григорьев — исследователь народа чудь и сотрудник Министерства по делам национальностей. С 1974 года он посещает Пинежский район, деревню Нюхча. Там он изучает документы, разговаривает с людьми и пишет научные работы. Как рассказал учёный, точного определения того, что такое чудь, нет.

Чудью называли некоторые дославянские народы. Внешние отличия: скуластость, вытянутый череп, глаза бледно-голубые, не так широко поставленные, как у других.

Фрагмент русско-чудского словаря. 1913 г.

Как писал ещё Михаил Ломоносов в статье «О России прежде Рюрика» — это народ, который с давних времен населял север. Кроме того, чудью могли быть эстонцы, проживавшие на Чудском озере. А жители Архангельской области вообще называли себя «чудь заволчанская». Жители Коми тоже знают, что их происхождение идёт от чуди, чудь населяла и Урал, а в Екатеринбурге даже скульптура стоит — идол чуди.

«В статье Ломоносов пишет, что славяне пришли на землю, где уже давно жили чуди. Славяне как основатели государства в истории остались, а чуди как-то замазались. И всё. До сих пор, как ни зайдешь в Интернет, там пишут одно и то же: что это загадочный народ, который исчез под землю уже как тысячи лет. На самом деле чудь — это народ, который вместе со славянами был обозначен на новгородской территории. Они проживали там какое-то время. Однажды славяне и чуди разругались в пух и прах — решали, кто из них круче. И, чтобы разрешить их разногласия, пригласили варяг», — Сергей Григорьев.

Однажды, когда Григорьев ещё не знал, кто такие чуди, он предложил министерству программу изучения народных культур в отдалённых и труднодоступных местах. В одной из экспедиций исследователь плыл по реке на лодке и иногда останавливался в деревнях, чтобы изучить народ. Однажды он оказался в деревне Нюхча, чтобы починить лодку. Вокруг собралась куча детей.

Учёный создал на этом месте музей крестьянского быта. А заодно нашел повод, чтобы периодически приезжать в деревню. По словам Сергея, первое время он приезжал туда не за чудью и даже не думал, что будет так глубоко изучать эту тему. Но после открытия исследователь организовал ещё три экспедиции. Он заметил, что внешность местных отличается от привычной в этих краях.

Они даже в шутку друг друга называли «Ну ты и чудь белоглазая». И до меня дошло, что они не славяне. В 1999 году в июне я приехал в деревню с намерением выяснить, кто они. На праздновании Иванова дня ко мне подсели мужики и начали рассказывать, что они народ чудь. А потом спросили меня, как представителя министерства, почему ими никто не занимается. На следующий день я с ними встретился и взял интервью.
Сергей Григорьев

Загадка была одна — куда делся народ чудь?

Сергей Михайлович стал копать старые документы. Нашёл перепись за 1920 год — чуди были в этом списке. Он решил сделать целую деревню оставшихся чудей — на это Министерство финансов выделило 15 миллионов рублей. «Я создал план, что можно сделать. Но местные царьки, как я их называю, испугались. Что они — главы района, сельхозсовета — останутся без работы».

Потом журналисты областных изданий в каждом номере писали о чудаковатом мужике, который пудрит мозги местному населению какой-то чудью. Формальная численность на 2002 год — 21 представитель чистокровных чудей. Кроме того, часть местного населения записалась в малый народ, но это возмутило реальных жителей. Из-за давления стали говорить, что никаких чудей там нет, что учёный всё придумал. По словам Сергея, после этого данные переписи были фальсифицированы — и сейчас там не совсем верная информация.

Среди жителей деревни, которые относились к чуди, была Татьяна Седунова. Журналисты нашли её в Архангельской области, в деревне Веркола. Её бабушка была чудью, в 1997–1998 годах они всем семейством подали официальное заявление в общину. Но в 1999-м оганизацию прикрыли.

История народа уходит глубоко-глубоко своими корнями в века. Несколько десятков тысячелетий прошло с тех пор, как этот народ жил в Пинежском районе. Моя бабушка рассказывала об этом смелом народе, поведала, что они заживо себя хоронили.

Спустя тысячи лет ров, в котором убили себя чуди, всё ещё существует. В 60-е годы в деревню приехали археологи — они хотели провести раскопки. Но местные вышли, заслонили собой и не дали этого сделать. «Эти курганы мы наблюдаем до сих пор. В 90-е к нам приехал московский журналист Сергей Григорьев. Он рассказывал нам про чудь. Делился находками. Чем больше мы узнавали об этом народе, тем больше нам было интересно», — вспоминает Татьяна. Сергей Михайлович проводил огромное количество времени в библиотеке. Узнал, что у чуди была своя культура, свой бог для поклонения и письменность — существует даже русско-чудский словарь.

Что теперь с народом?

Этот народ дал корни жителям нашего района. Последние годы люди начали это признавать и относить себя к этой народности. Но, несмотря на это, остальные жители с большой иронией относятся к этой народности. Чудь никуда не исчезла, а получила другие названия. Наука просто по-другому называет эти народы.

«Чудь» сохранилась в российской топонимике. Напоминает название Чудского озера на границе Эстонии и Псковской области, где в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. В позапрошлом году Сергей Григорьев даже нашёл карты, где жили чуди.

Татьяна Седунова верит, что маленький народ может стать брендом района. Со своей кухней и уникальным промыслом. Уже сейчас этих людей можно отнести к малочисленному коренному народу России. Привлечь туристов, инвестиции и общество. Ну… Осталось доказать остальным, что этот народ вообще есть.